Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Если вдуматься, это как дымка волны
между мной и тобой, между мелью и тонущим;
или вижу столбы и тебя со спины,
как ты прямо в закат на своем полугоночном.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
02:18 

Рок-песня

Раньше ты был ниформалом
Раньше ты был идиотом
Раньше ты был затычкой в бочке
и шилом в заднице
Раньше ты был поэтом
Раньше ты был музыкантом
Раньше ты был невеждой
Раньше ты был занудой
Раньше ты был озлоблен
Раньше ты был несчастен
Раньше ты был влюблен
Раньше ты был смешон

Но теперь-то ты отстой, отстой, полный отстой, отстой, отстоище, боже мой, какой ты отстой

Am Em F G

00:47 

На полях

Допустим, довелось художнику писать портрет девушки. Но ничего не выходит: как бы он ни старался, девушка в жизни в восемь раз красивее, чем получается на картине.

Так вот, общаться с некоторыми людьми — точно то же самое.

14:44 

Бб

Пять внезапных фактов обо мне - это легко:

1. Меня сегодня обсчитал на два рубля чурка из сигаретного киоска. Это в интернете меня некоторые пугаются, а так не.

2. Моя кошка натренирована приносить брошенные ей вещи, как собака. Ну, не палки, конечно, а бумагу какую-нибудь.

3. Я смотрю телевизор. Обычно "Пусть говорят" с Андреем Малаховым и про Спанч Боба Скэарпэнтс, всякое такое.

4. Я испытываю теплые чувства к Русской православной церкви.

5. В университете мне довелось попеть в хоре и выступить разок.

00:28 

Чч

Ну давайте для разнообразия.
Вы говорите "Эрфе и...", я придумываю че-нить остроумное.

читать дальше

Хитро замаскировавшись, Carlos Doe спрашивает про

Кино

1. Чтобы не путаться, буду говорить именно о кино, а не о фильмах. Если только не ошибаюсь, первый раз в это чудесное место я пошел с классом (мои родители не поклонники развлечений вне дома). Дело было в Доме кино, а показывали Один Дома-3. Смешнее фильма я не представлял, до истерики.

2. В детстве я обычно ходил в кино один. Такая тотальная меланхолия и свобода. В "Пикре" как-то раз один скользкий тип предложил купить у него за полцены возможность пройти в зал. Якобы, он был внуком тетки с билетами. Еще он выпросил у меня булочку. Меня вообще легко развести на бабло. Мы пробрались в зал по служебной лестнице, заканчивался фильм "Телефонная будка". Пацан ушел, а фильм запустили снова. Подошла тетка проверяющая билеты, я начал ей объяснять, кто меня провел и понял, что она не понимает, о чем речь. Покачав головой, контроллерша, впрочем, разрешила мне сидеть до того момента, который я уже успел увидеть, но в итоге так и не прогнала. Может, была добрая, а может "внук" и не соврал.

3. Пикра вообще был лучший кинотеатр. Один самолет чего стоил. И последний раз я был там, кажется, с Дэйзи-Адбуль в 2006-м на адском фильме про негров с мачете.

4. А еще лучшим был кинотеатр "Родина". Опять же в одиночестве я бродил зимним вечером по правому берегу и заглянул туда. Здание было больше похоже на гигантский бункер. Кресла с выдранной обивкой. Кроме меня сидела только какая-то шпана на задних рядах, а крутили "Приключения Шурика" на ленте, оставшейся с шестидесятых. Сеанс стоил пять рублей.

5. В более поздние годы главным кино стал "Луч", в нем было очень удобно прогуливать школу. Хочешь сиди в зале, хочешь играй в бильярд, хочешь клюй носом на диванчике. Что я смотрел там не помню в упор. Зато хорошо помню дух какой-то вокзальной бомжеватости и неустроенности, прячущийся за дорогим и безвкусным оформлением. И охранников, которые каждый портфель каждого школьника проверяли на предмет взрывчатки. Мрак. А, еще нон-стопы — страна беспросветного отчаяния.

6. Недавно я опять начал ходить в кино. Последний раз на Гаррипоттера, а еще в "Кванте" в ПЯТЬ-дэ кинотеатр. Там вас покрутят на самодвижущейся платформе и обольют холоднющей водой, а глаза и нос, сдавленный ужасными очками, будет болеть весь день. Но я верю, что будущее за пять-дэ.

Античность

Про античность мне сложно писать по пунктам, я в общем. В десять лет у меня была книжка из серии популярных детских энциклопедий. Некоторые рассказывали про животных, историю или химию, а это была энциклопедия "Государство". Не знаю, почему такая хорошая книжка вышла в девяностые годы, уверен, ее должны родители подсовывать детям, чтобы те безболезненно и сразу усвоили то, что обычно понимается через годы изучения обрывочных сведений. Понятными словами объяснялось, как государственные устройства развивались, чему служили, как менялась идеология, даже почему они возможно скоро будут не нужны.

Так вот, глядя на историю через предложенную книжкой призму, я не то что заметил, а почувствовал, что если (по крайней мере с Нового времени) в Европе-Америке-России жили и действовали плохие и хорошие, но нормальные люди, то в остальном мире поселились, простите, дебилы. Очень сложно и скучно было читать про фараонов-сыновей богов и китайского Конфуция, когда где-то недалеко на временном отрезке описывается устройство Римской империи. Древность большинства стран (продлившаяся до двадцатого века) была ходульной сказкой о драконах и самураях, а вот античность оказалась живой.
Собственно, я понял, что живу в их мире — мире, выдуманном бородатыми мудрецами в хитонах тысячи лет назад. Античная архитектура — альфа и омега архитектуры современного города. Типы государственных устройств от монархии до олигархии описаны и опробованы ими. Математика, геометрия, классификация животных, астрономия их ума дело. И театр тоже. А еще философия.

Некоторые небезосновательно считают, что философия это когда говоришь какую-нибудь поэтическую глупость, чтобы в чем-то человека убедить или что-то с него поиметь. Не так, однако, считали древние. Мир был еще маленький и люди говорили всерьез. Например, чел по имени Аристотель сел и записал сначала все, что знал об окружающем мире, затем об абстрактных понятиях и добавил им сформулированные логические законы, которым все подчиняется. И эта информация передается с моего компа на сайт дари.ру с помощью двоичного кода Аристотеля. А тип по имени Платон еще перед этим взял да и сказал, что в мире есть тленные материальные предметы, а есть бессмертные Идеи этих предметов, к которым мы приходим своим разумом. То есть двоичный код и идея машины сама по себе, а глючный ломающийся комп сам по себе. Значит человек обязан смотреть в суть вещей, кроющуюся за несовершенным представлением о мире. Отсюда идет современное представление о нравственном и разумном. Поэтому можно биться головой о стенку, но из античной вселенной мы не уйдем никуда. С тех пор, как до меня это дошло (не в десять лет, понятно), про дзенбуддизм-марксизм-бхагавадгиту-Дэйла Карнеги-Ницше-синергетику-астрологию и прочую "философию" я могу слушать только с зевотой или с хохотом.

У Данте описан рай, где все довольны и ад, где все по-разному страдают. В первом кругу Ада — Лимбе — собран весь цвет античности, от поэтов и философов до правителей и полководцев. Они не грешили и многое поняли, но не познали истинного Бога, поэтому не наказаны, но обременены скорбью, беспокойными размышлениями и тягой к знанию, полноты которого вовеки не могут достичь. Может оно и к лучшему.

Леди Гага

Про Гагу у меня тоже только одно) В театрах и на заре кино актеры иногда играли под масками или в обобщенных образах: Пьеро, Петрушка, Чарли Чаплин. Любой мог загримироваться и подменить коллегу, персонаж существовал как бы почти отдельно от актерского воплощения. Леди Гага меняет наряды и парики, но очень сложно представить ее дающей внятное интервью, обедающей, гуляющей с друзьями. Это, по-моему, такой глобальный проект, может быть, бессмертный.
запись создана: 15.05.2011 в 13:56

23:47 

Фольклорное (впервые в сети)

Это сказка-песня, которую я узнал в детстве от своей бабушки. Между нами она была очень популярна: меня привлекал ее почти стивенкинговский мистицизм. Бабушка узнала песню от своей бабушки, а теперь я записал ее с бабушкиных слов и отправляю в ненадежное плавание по инету. К сожалению, вторая часть произведения запомнилась бабушке лишь фрагментарно, но, имхо, и в таком виде сказка сохраняет свою ценность. Ведь такие вещи и есть настоящий фольклор, а не тот, выхолощенный, навязываемый в школе. Показательно, что это передавалось из поколения в поколения не в деревенской хате при свете лучины — моя прапрабабка была из Петербурга.

(поется примерно на мотив "не ложися на краю" =))

Дети, все бросайте книжки,
Слушайте рассказ:
Жили-были финтифлюги
Далеко от нас.

Финтифлюги были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом чуть побольше мошки,
Но внушали страх.

Деток славных баловали,
Слушались во всем;
Злых, капризных, воровали,
Чтобы съесть живьем.

И, забравшись в глушь лесную,
Собиря весь мир,
Веселясь напропалую,
Затевали пир.

<...>
К ночи ведьмы прилетели
в ступе с помелом,
Как завыли, засвистели —
Стон пошел кругом.
<...>

Интересно, что словари дают только форму финтифлюшка, и то лишь в значениях "1. разг. мелкое украшение; безделушка 2. разг., пренебр. пустая, легкомысленная женщина "

По ссылке еще одна сказка, которая читалась в паре с "финтифлюгами". Я сомневался, выкладывать ли ее, поскольку бабушка смогла вспомнить лишь половину, но нашел в сети полную версию: девушка записала ее со слов своего отца.

multidetki.livejournal.com/6994.html#cutid2
(в каментах есть еще шедевры)

01:48 

Такие записи имеет смысл постить только в дайри.
Статистика. Сколько людей нас окружает. Доклад.

На самом деле, меня окружают только родители. Это потому что я не учусь, не работаю и не состою в "отношениях". Однако, я порой выбираюсь из берлоги и встречаюсь с людьми. Сколько этих людей? Сразу представил человек десять. Кого-то вижу чаще, кого-то реже, но если позвоню или будет сильная нужда, с каждым я могу поговорить "хоть завтра". Плюс я не чувствую неловкости или скуки в общении с ними.

Потом я поднатужился и вспомнил еще штук пятнадцать, с которыми рад увидеться периодически или столкнуться на какой-нибудь тусовке. Окей. Если залезть в контактик, у меня правда найдется тридцать три друга. Тут есть хитрость: часть из них виртуалы, а часть — совсем уж случайные знакомые (или я их просто не хочу видеть). Но если вспомнить, что не всех, с кем приятельствуешь ирл добавляешь в контакт, то погрешность почти снимается.
Этих людей достаточно.

Наверное, способность контролировать свою среду, самостоятельно выстраивать связи с окружающими, приходит с определенного возраста. Предположим, лет с шестнадцати. А что происходит потом...
Не всегда я вел такой прекрасный образ жизни. Некогда у меня был не "свой круг", а коллективы. Стаи. Я сменил два класса, водился с дворовыми компаниями, ходил в ин-яз школы и секции. Постоянно контактируя более чем с сотней человек примерно моего возраста. Скорее, с по крайней мере полутора сотнями, всех не упомнишь. Некогда я знал столько человек. Теперь я поддерживаю отношения с пятью из всех, кого знал до 2006 года. Условно знал, так как с тремя из них я толком познакомился уже в университетские времена. Еще с одним мы играли в детстве, и вновь столкнулись годам к восемнадцати.
То есть, есть только один человек, с которым я реально общаюсь более пяти лет.

Что случилось с остальными, чертовой уймой людей, оставшихся за чертой 2006, я не знаю. Они утонули. Четверо ненадолго вынырнули и добавили меня в друзья вконтакте для количества. Если кто-то из них сломает ногу, женится или побреется налысо, я возможно об этом услышу. Некоторые идут к успеху и тоже всплывают передо мной, если я обращаю внимание на новости провинциальной жизни. Подавляющее большинство совсем исчезло. Совершенно уверен, что живущие под их именами теперь не имеют ничего общего с людьми, которых знал я. Некоторые из них были умненькие, некоторые глупенькие, были подлые и благородные, но их черты лица расплываются, имена спутаны. Больше они меня не окружают. Мое прошлое явно умерло, мне даже не пришло в голову озаботиться похоронами.

22:50 

Заранее ностальгия

В общем, пока на улице замерзает ртуть и еле слышно скрипит наст под широкими лапами вышедших на свет окон медведей (это если вам не посчастливилось быть в Красноярске), так вот, в это время не замедляясь идет отсчет последних дней не года, но целого десятилетия. В будущем про нас будут говорить "поколение десятых" или "поколение двадцатых", но добавят: "Их юность пришлась на нулевые". А что это за нулевые годы, никто не знает. Я считаю, нам нужно самим определиться, потому что иначе это сделают за нас, и не у кого будет спрашивать.
Так у нас уже отобрали детство. Про девяностых не сказано ни слова правды, точнее, девяностых вовсе не было, потому что совка уже не было, а Путина еще не было. А уже если что и было в эти, как их, девяностые, то был сплошной Ужас и Беспредел. Шайки отморозков в малиновых пиджаках расстреливали мирных граждан из "калашиковых" средь бела дня, в магазинах продавался только спирт, с телеэкранов шел Разврат с живым Солженицыным и во главе, страшно сказать, показывали Mtv. C Бивисом и Баттхедом. Ребенка, как только он выходил во двор из дома, грабили, сажали на иглу, потом девочек отправляли на панель (с первого класса они мечтали стать проститутками, ибо смотрели эмтиви), а мальчиков заставляли вступать в банды и махаться район на район. Многие погибли. Вообще, редко кто долетел до середины девяностых. А потом был Дефолт — это вообще Девятый Круг Ада. Кто дожил до Путина, тот не забудет. У такого выжившего не хватает пальцев на руках, странгуляционный след от струны на шее, ожоги от утюга, взгляд мутный, восклицает что-то вроде "ЭЭ, демоны, бля". "Чеченцам пятихатку не забудь", "Собака лаяла на дядю фраера, по бороде прорежу".

Типичный образец такого отношения к эпохе можно встретить, например, в Луркоморье (это такой орган Министерства Правды, которые современные интеллигентные студенты читают, чтоб знать, как правильно относиться ко всему).
lurkmore.ru/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B...

Вот. Там радетель истины договаривается до того, что в те ужасные годы даже на свиданку с девушкой можно было ходить не иначе как под конвоем родителей — для охраны от гопоты.
Есть и немножко позитива в виде денди и покемонов. Гыгы.
Малость забылось только то, что девяностые были временем реальной свободы слова и почти реальной политической борьбы, что оказалось возможным вздохнуть свободно и учиться жить и общаться по-человечески, что возникла реальная молодежная культура, не озлобленная и не в виде замаскированных политических партий, а сней и молодежная музыка, и вменяемое кино. Современные писатели, от которых не тошнит при одном взгляде на обложку — тоже оттуда. Потому что был дух молодости, было ожидание реальных перемен, чуда.

Чуда не было, мы встали на рельсы и покатились. И живем во времени, которого нет. Или есть? Дорогие росс читатели, было для вас в нулевых что-то особенное? Как вы в них поучаствовали и куда изменили? Расскажите.
Если кто что-нибудь вспомнит, я продолжу)

01:40 

Jj

Иногда люди почему-то делают мне комплименты, говоря, что я начитанный. Особо наивные даже робко кивают на полки довольно внушительной библиотеки, собранной матерью и робко спрашивают, все ли я оттуда прочитал.

Короче я сел и попытался вспомнить, сколько я прочитал на самом деле. Сходу (за час) получилось так: не считая детской, заведомо проходной или незапомнившейся литературы, опуская философию, научпоп и всякую публицистику, я прочитал где-то 181 (сто восемьдесят одну) книгу. Всего-то. Хотя, в списке есть "романы Кинга" и "повести Гоголя", то есть можно и побольше выжать. С другой стороны, пара десятков чьих-нибудь стихов едва ли "книга".
Это примерно 102 автора (вообще, тоже больше, если учесть "разных русских поэтов" или "американские НФ-рассказы"). Из них 33 автора русских, 31 американских, 18 английских, 9 французских и 11 с миру по нитке.
В общем, если предположить, что я начал читать вменяемую литературу лет в двенадцать, это туда-сюда двадцать книг в год, в основном тоненьких. Так себе. Зато память у меня ничего, да.

23:15 

Сатанинская музыка

"Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек, - раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск, врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки, - весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту-две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных…

…Нечеловеческий бас ревет английские слова, оглушает какая-то дикая труба, напоминая крики обездоленного верблюда, грохочет барабан, верещит скверненькая дудочка, раздирая душу, крякает и гнусаво гудит саксофон. Раскачивая жирные бедра, шаркают и топают тысячи, десятки тысяч жирных ног"


(c) читать дальше

20:50 

Kk

В одной графоманской повести есть хорошее место, которое, вырванное из контекста, стало "народным"6

...Этот парень, он неплохо одет, скромно, со вкусом. Аккуратная стрижка, волевые черты лица, выглядит атлетически, занимается спортом, уверенный взгляд карих глаз. Он не из всех этих модных пидорков, он серьезный, хороший парень – сильный, смелый, нормальный мужик. Он расчетлив, но любит азарт, момент и кураж игры. Нос с небольшой горбинкой – сломали в драке, этот парень не понаслышке знает вкус крови на губах, он всегда готов постоять за себя и близких. У него много друзей, среди них он пользуется заслуженным уважением. Много подруг, которые любят его за то, что в нем есть что-то опасное, рискованное, что-то мужское, чего так не хватает в обычных городских парнях. Он увлекается, страстно играет, легко тратит деньги, легко выкручивается из сложных ситуаций, он еще молод, но уже очень опытен. И серьезен, он хороший парень, у него есть правильное представление о том, как надо прожить свою жизнь. Не только красиво, с задором, веселыми девчонками и шальными друзьями, но вдумчиво, так, чтобы не было стыдно за бесцельно проведенные годы молодости. Надо знать, понимать. Надо любить свою страну, уважать отца и мать, защищать свои жизненные принципы, не злоупотреблять алкоголем, найти хорошую девушку, создать семью, воспитать детей. Все сделать как надо, красиво прожить красивую жизнь, на одном дыхании.
Вот этот парень стоит вечером у магазина, и я подхожу к нему сзади. В растянутом свитере, в грязных кроссовках, неаккуратно выбритая «под ноль» голова, подростковые усы, прыщи на всем лице, гнилые зубы. Через секунду этот отличный парень превратится в кусок говна, обрезок железной трубы сделает из его головы кровавый фарш. Зубы, куски кожи, кровь во все стороны. Я двоечник с последней парты, меня презирают одноклассники, я бухаю и дрочу. У меня впалая грудь, рахитичное пузо, я предрасположен к астме, плохое сердце. Никогда не было нормальной работы, никогда не было папы, никогда не было девушки, через секунду я отомщу этому пидрасу за все эти годы, за всю мою жизнь, за всех таких же, как я, придурков, за убогих, за больных, за детей из семей бюджетников, за тупых, инфантильных, за всех неудачников, которые составляют охуительный процент населения нашей страны. Я буду бить его по голове обрезком железной трубы за всех нас, и в этом будет что-то от святости. Или в святости всегда есть что-то от этого...

14:00 

Любимые цитатки

Ненавижу, когда рассказывают сны. Это все равно что смотреть фотки. Если меня там нету или не занимаются сексом, мне просто наплевать

(c) It's always sunny in Philadelphia

Кстати, по-моему, все американские сериалы если и не откровенно хороши, то по крайней мере "смотрибельны". В РФ нельзя смотреть никакие сериалы. Потому что здесь режиссеры уверены, что им поможет не система Станиславского, а "клиповый метод" и "клиповое мышление". В результате сериал за миллионы долларов выглядит как самодеятельность при ДК тракторостроителей.

21:38 

Тем, кому это может быть полезно

Один преподаватель немножко сошел с ума. Не "со странностями", а голоса в голове появились. Ну, поскольку он был не физик или там нанотехнолог, а какой-то гуманитарий, никто на это внимание не обратил.
А преподавателю трудненько было.

И вот однажды, значится, пишет он чего-то на доске, пишет, а галлюцинации ему на ухо шепчут:
- Ну че ты пишешь тут...ну, ничтожество. Идиот ты. Кто это слушать будет? Ты на себя посмотри? Ты на кого похож? Урод уродом?

Тут преподаватель извинился, вышел из аудитории и как давай орать на свои галлюцинации:
- Идите нахуй, галлюцинации! Я вас не звал! Ненавижу вас, галлюцинации вонючие! Пошли нааахуй отсюда!

Ну, галлюцинации, натурально, ушли, а преподаватель вернулся в аудиторию и продолжил работать.

А вот еще был случай: шел офицер, значит, по улице, а к нему цыганка:
- Дай погадаю, золотой мой, мармеладовый, нагадаю, чтоб все в жизни было, как в кино самом лучшем!
Офицер ей говорит:
- Да мне, в обшем, не надо, я и так доволен. А вы бы шли работать, гражданочка. - и пошел прочь.
А цыганка ему вслед:
- А х ты гнида, дай рубль, а то у тебя в следующий раз не встанет.

Офицер остановился, плюнул, вернулся и дал цыганке рубль. Потому что мало ли.

11:19 

Если есть днявка, будет фотопост. А то, небось, не все знают, с кем имеют дело.

Малаенький фюрер.




Кыса-кыса



2006, наверно. "В мусоре", неизвестный фотограф.



Бывшие резиденты lj.inetik.ru могут помнить человека слева под ником bobsod

Так


запись создана: 03.06.2010 в 11:16

09:09 

Топ рассказов

В "предисловии" пройдусь по любимой теме: рассказ — это жанр, которого не должно было существовать, и которого не станет очень скоро. Все, что меньше повести распадется на жж-шные блоги, посты на анонимных форумах, легенды к АРПГ и прочие комментарии. Романы, те, конечно, видоизменяясь и перерождаясь, будут наращивать архетипические мускулы и бороться со своими столь же мускулистыми собратиями, втаптывая в грязь одну парадигму за другой. Будут вам и "Робинзоны Крузы", и "Приключения Монте Кристо", а уж от "1984" просто не продохнете. Развлекуха для интеллигентов, конечно.
А рассказ не нужен 80% лишних людей, которым вместо шинели выдадут три-дэ-аниме-ерпеге и оставят догнивать как "прослойку". Или прокладку. потому что прокладке не нужна экзистенциальная ситуация, самой суть которой является рассказ — то же порождение случайно появившеяся и затоптанной психологической литературы.
Но нашу песню не задушишь, не убьешь, поэтому что-то прорастет через месиво текстов и эпистолярной галиматьи блогов, а что-то останется навечно. (Ну, до тех самых труб).
Поэтому, вот мои ориентиры, подобранные, безусловно, пристрастно. Кое-что мне нужно как доза чуть ли не с детства, кое-что оставили родители и старшие предки, что-то я нашел сам и запомнил раз на всю жизнь, где-то в чем-то изменившись. Нос там с горбинкой получился, или родинка.

Так что буду рад, если вы, мои ПЧ, или те, кто читают тайком, или просто зашли от скуки, подскажете чего-нибудь еше, поделитесь мнением, прокомментируете и подобное.

Фаворитов выбрать совсем непросто: нужно отказаться совсем от новелл - от Цвейга до Мопассана. Другой жанр, с так сказать "развязкой, плюс сильно привязанный ко времени. Пусть и личные пристрастия поутихнут — тот же Гоголь конечно весело, но персонажей у него нет, а одни диавольские марионетки. "Мертвые души" — будущий сценарий для компьютерной игры шизофреника и его "братьям по личности". И хотелось бы (ох многим) увидеть "Кишки" — каждый парень, который был тринадцатилетним подростком, хорошо знает эти чувства и желания, медленно плавящие сознание, их сегодняшние девушки боятся представить, насколько "Кишки" близки нам, и как мы жалеем, что в детстве у нас не было собственных бассейнов. Проблема в том, что "Кишки" - это кусок романа, а к тому же, это уже почти пост.
Притчи Зюсикнда или Г. Х . Андерсена — не годятся, на то и притчи. Советскую литературу приходится отсечь, увы. Это попытки писать рассказ, где нельзя писать рассказ. Даже лучшие образцы типа Искандера - обаятельное дикарство. "Мальчик понял, что другому мальчику не обязательно дробить голову каменным молотком, а можно с ним и подружиться".

Короче. Первый рассказ

Л. Н. Толстой, "После бала"

Я вполне уверен, что в школах "После бала" по сей день преподают как "ужасы царизьма" в отсталой Российской империи. В крайнем случае, как бунт Благородного Молодого человека против жестокости и несправедливости. В этом контексте и Толстой, понятно, превращается в занудного контроляру-кофуция: "Здесь не мусорь. Веди сбя хорошо. Зверушек не обижай".
Мои друзья, вовсе нет. "После бала" — это рассказ про шкуру. Любовные переживания, описанные на первых страницах — одни из самых правдивых, точных и ярких описаний подобного рода в литературе. Влюбленный человек гол. О не агрессивен, он свободен, открыт и уже как бы порхает там.
И когда он видит, как солдат в одних рубашках избивают палками, он понимает с ужасом, что ждет его самого, непременно ждет. Ему потребуется шкура, ему потребуется достоинство папахи, ему потребуется отказаться от наготы, которую он с восторгом для себя вновь открыл. И, увидев палки и папахи он узнает, что никакой любви уже не достоин.
Поэтому он возвращается, падает лицом в постель и воет, что не хочет ни шкуры, ни когтей, а хочет быть человеком и быть любимым. И быть побежденным.

ilibrary.ru/text/1005/p.1/index.html

Второй рассказ.

Рей Брэдбери.
Проблема Бредбери в том, что у него очень много рассказов, из которых почти все очень хорошие. Для меня он всегда будет автором романа "Что-то страшное грядет", но если надо выбирать... Но это почти невозможно. Одними и теме же словами человек смог рассказать и о том, как женщина приходит в гости к человеку, для которого ее сын оказался донором сердца, и слушает биение, и у обоих закрыты глаза (и это пишет уже 90летний старик!). Или о том, как мужчина вернулся в город детства, где утонула его детская подружка, а сейчас из воды достали ии неизменившееся тело...а где-то вдалеке незнакомая женщина (жена) нетерпеливо поджидает его. Или о том, как девочку заперли одноклассники в чулане перед восходом солнца, которое на Венере является раз в семь лет, а выпустили слишком поздно. Или про мужика, который однажды проехал через всю страну, чтобы убить другого мужика, который в детстве не был ему лостаточно хорошим другом. Или про мальчика и девочку, целующихся в дупле лерева, спрятавшись от дождя, а вокруг ни летают осы. Надо заметить, героев Бредбери редко бьют шпицрутеном.
О, тогда пусть будет рассказ Бред
Рассказ о болезни, микробах, проникающих во все тело мальчика и меняющих его. И нога уже не нога. И ухо не ухо. Вот сейчас поеледняя горячая волна зальется в мозг, и от мальчика НИЧЕГО не останется.
А потом он пойдет и будет целовать родных, жать руку доктору. Один раз погладит канарейку. Растопчет муравьев на асфальте. О! Какая жуткая аллегория взросления. Мне снилось, что я умер с такими же ощущениями. Дважды.
raybradbury.ru/library/story/48/11/2/

Третий рассказ.

Дж. Д. Сэлинджер, "Человек, который смеялся".

В общем, тут не о чем говорить. Из "Девяти рассказов", каждый из которых бьет поддых, этот бьет всего сильнее. В этом рассказе нет ошибок и все правда, даже то. что твое детство и вся твоя жизнь утечет в сливную трубу ванной, пока ты будешь вспоминать прекрасные книжки, написанные для тебя врозлыми и заботливо растолкованные энтузиастами.
www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=6309

Четвертый рассказ.

Томасс Манн, "Тонио Крёгер

Я изменяю своему правилу не включать новеллы, потому что это все-таки рассказ о любви, о девочке, поправляющей прическу, о снежной крошки с качелей, остающейся на руках у мальчиков при рукопожатии, о некогда любимом, но вечном аутсайдере, который, заглянув на бал выходит в ночь палубы парома и разглядывает звезды. Да и я ведь глядел на те же звезды в тех же морях чуть не на тех же маршрутах.
modernlib.ru/books/mann_tomas/tonio_kreger/read...

Пятый рассказ.

Станислав Лем, Правда
Только ссылка. lib.udm.ru/lib/LEM/27-26.txt

Шестой рассказ.

Роберт Шекли, "Из луковицы в морковь"

Воннегут был прав, когда сказал, что у большинства фантастов потрясающие мысли, но писать они не умют совершенно. В общем, этот рассказ и есть плохо написанный Урок. Про "лоха", которого все задевали и унижали, пока хиппи с волшебным раствором не рассказал ему, что в жизни есть морковь и есть луковица, и каждый делает, что ему нравится, и для каждого есть место в похлебке. Просвещенный немедленно переквалифицировался в морковь, стал издеваться над людьми (правда, делал это в европах, а не в Челябинске), и в конце-концов чуть не потерял друную "луковицу - девушку своей мечты. Вобщем, хороший плевок в лицо всяким этологом-протопопологам (если у Вас, понятно, есть подобные проблемы).
Более глубокий взгляд на эту тему есть, кажется, у Каттнера, но написан он совсем, по-моему, дурацки.
Даю обе ссылки
lib.rus.ec/b/50024/read
lib.ru/KUTTNER/ego_mach.txt

Седьмой рассказ

Антон Чехов, "Черный монах"

Заметно уже, что рассказы идут скорее по нарастанию, чем по убыванию. "Монах", на мой взгляд, лучший рассказ в классической литературе. Незаментый, "простоватый", "добреьнкий", смешной Чехов в пенсне — это и есть самый страшный бунт и обвинение человечеству. Ведь его бурное, буйное и такое милое счастье, может быть, и не очень-то нужно, если могло быть много больше. С такими-то способностями, с такй культурой, с таким будущем. И гений, оскорбляющий — без кавычек— толпу, и безумие, как всегда преследующий адский кореллят гения, позволяющий толпе вздохнуть свободно. И самое страшное: если Карамазов, если задуматься, пожалуй что и говорит с чертом, до для Чехова никакого монаха, очевидно, нет. И спасения нетю Эти яблони, звезды, чувства не для нас, а просто так. Это последний раз вспыхнуло безумие, отворило дверь в никуда и исчезло.
А красная кровь, которая бежит у ученого изо рта, а он размазывает ее белыми манжетами, кстати, — это весь декаданс и весь серебряный век. Похороненный в чеховском абзаце.

ilibrary.ru/text/985/p.1/index.html

The Last but not the Least. Это как раз та вещь, которая была найдена в ничем не примечательном разворошенном фантастическом сборнике, прочитана со скуки, запомнена, пронесена через по-жизни и любовно воскрешена через десять лет. Из уважения к этому шедевру и великому символу, воспроизведу его целиком (так и быть, под катом).

Встречайте восьмой рассказ.

Ричард Матесон, "Посылка"
читать дальше

01:14 

Rock Is Dead

2,5 месяца без записей, а ведь обещал себе вести дневничок регулярно, что ж такое.

Такая штука, не могу молчать, как выражались коммунистические публицисты. Я о коммунистах и говорю: забрел в "контакте" на страничку популярного красноярского, а сейчас, вроде, уже московского поэта Дмитрия Косякова. Мне мало доводилось сталкиваться с его творчеством, потому что когда я слышу слово "перфоманс", я хватаюсь за пистолет. Помню только, как он в составе ВИА "Нервы" читал стихотворение про синенькую точку на чьей-то шее, было забавно.

Вообще, в Красноярске немало чудаков. Один наш художник ездил зимой в деревню, ходил там по улицам голым и читал поселянам, кажется, Бродского.

Так вот, Дмитрий не только пишет и читает стихи, а еще и проводит литературоведческие анализы, как следует из этой, например, заметки: vkontakte.ru/note1499342_9388260
Когда я в универе писал такие "анализы", сразу заметил, как легко скатиться в пошлость и тупость, действуя по выдуманной искусствоведами схеме. Но Косяков-то человек свободный от условностей, с высшим образованием, сам преподавал. Он и тему взял свободную: "стихотворение" Янки Дягилевой "Особый резон". Так что, прочитав начало, я подумал, что это перфоманс такой.

"Можно... заметить, что песня написана в миноре, но имеет достаточно бодрый темп. Что это может означать? Активность мирового зла? Поищем соответствий этой идее в тексте..."

Круто, да?) Там много всякого.

Зоология: "Возможно, близорукие глаза принадлежат кротам. Кроты недальновидны, их кругозор узок. Однако и из этих глаз текут слёзы. О чём плачут кроты? Бесполезно спрашивать об этом их самих."

Социология: "Он (гопник) постоянно злится от того, что ему не хватает секса, денег, уважения. Но вместо того, чтобы обвинить во всём себя ... он негодует на гомосексуалистов и евреев" - кхм, да таки больше уж и нельзя себя выдать, батюшка

Политика: "Правительственная пропаганда винила во всех грехах и проблемах неформальные субкультуры. В подмосковьи (sic) с ведома силовых структур тренировались группировки «люберов», сейчас роль «удобных экстремистов» выполняют скинхеды. Их натравливают на неугодные молодёжные собрания."

Скандалы-интриги-расследования: "Янка намекает на заманчивость летального исхода собственной жизни? Ведь так и случилось – она бросилась в воду. Хотя, история, конечно, тёмная…"

Ну и литературы немножно: "В противопоставлении вершин и газона мы возвращаемся к первым образам песни: ростку и кротам. Росток, тянущийся к небу, может превратиться в скалу, противостоящую ветру. Кроты ищут мелких удовольствий в строго отведённых рамках. Откуда берётся такое разделение?"
Прямо эфиопская сказка. Росток стал скалой, скала родила крота, крот съел мышь в поисках мелкого удовольствия. И как он так?

Я еще пару слов скажу о Дягилевой, а потом об "отведенных рамках"
По-моему, по степени бардовской омерзительности "русского рока" Янку переплюнул разве что Шевчук. Прямо карикатурная графомания и немузыкальность, и с каким апломбом. Так что косяковский обзор - уже графомания в квадрате (а моими стараниями - в кубе:-) Но Янка умерла, а хам и алкоголик Шевчук получает награды от МВД, целует с Кинчевым ручку патриарху. Вещает за духовность. Вот и мити косяковы, молодая смена, подросли, опять духовность началась. Надо чтоб услышали: то в краевом министерстве культуры, то в школе. Наверно, Дягилеву зачитывал.

Да, и в духовном порыве Дмитрий пишет любя о гопниках и обывателях. Совершенно не разделяя эти понятия. Что пишет: " слишком зациклен на сексе и деньгах, а не на духовных ценностях... масс-культ навязывает ему низменные желания вместо высоких... Песок для близоруких глаз поставляется конвейером. То есть промывка мозгов поставлена на поток. Видимо, речь идёт о массовой культуре." - хорошо, а что такое "массовая культура" в конце восьмидесятых в СССР? Да рок-культура и есть. "Свободная молодежь", по определению Дмитрия, мир-дружба-бубльгум. А сейчас? Где массовая культура, ау? Группа "Руки Вверх" - нет, это как раз маргинальная частность. Как и гопники, кстати: они, собственно, вне культуры, отребье. Все равно что негров из Гарлема в адидасах и золоте называть "типичной западной молодежью"
А массовая культура, внимание, вот: Митя Косяков+вся рок-тусовка. Этого не может быть, а они есть. Рокеры во всем мире - маргиналы, а у нас - носители духовности. Особенная стать. Интернет уничтожил массовость культуры почти на корню - а у нас есть Последние Мастодонты, жлобы a la писатели деревенщики, безголосые ничтожества, которые интернета в глаза не видели, зато взрастили себе смену. И смена прилежно конспектирует бессмертные строки героев прошлого, как комсомольцы Ленина. Говорю же, коммунисты.

"И теле-визор с по-тол-ка сви-сает, и как ху-е-во мне ник-то не знает" - ай, духовно! К слову, не помню, чтоб скинов натравливали на "свободную молодежь", разве на гей-парады. А вот рокеры и сами рады кидаться на всех подряд: на эмо, на чурок, на папу с мамой. И запрещают нам ковыряться в носу.
"Ты, мальчик, не слушай Гершвина, это отстой и буржуазная пропаганда. Ты слушай дядю Шевчука"
"Ты не читай Пушкина, это для ботанов, ты Башлачева читай. И переписывай от руки"
"Ты не думай, что протест - это читать книжки и быть аутсайдером. Протест - это ходить на работу с бородой и хаером"
"Ты не думай, что искусство - это театр. Искусство - это перфоманс"
"Ты не думай, что духовность - это молиться Богу или писать стихи любимой девушке. Духовность - это Dm-C-Am"

Рокеры, уйдите сами. Молодежь не хочет носить шутовские колпаки. Косяков, уди сам. Тебя же школьники через год-два закидают мелом и жеваной бумагой - не отмоешься.

22:19 

Очевидное невероятное

И филологи и программисты должны легко понять, что не так в данном тексте (экономистом быть не надо). Потом можно облегченно вздохнуть или спрятаться в бункер.

Отрывок из правил инвестирования средств Стабилизационного Фонда РФ:

...к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

* долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов...


So?=)

16:29 

Как Эрфе проводит субботу

Вышел утром за хлебом, возвращаюсь — во дворе из-за кустов выходит какой-то мужик и смотрит на меня пристально. Ну, пусть смотрит. Захожу в подъезд, и тут он меня окликнул.
Подходит, вроде пьяный, но не так чтоб шататься, деловой даже. Говорит:
- Борис, из третьего подъезда. Ты давно в этом доме живешь?
- Лет двадцать, - говорю.
- Двадцать? - Недоверчиво щурится и выплевывает что-то изо рта. Оказывается, он жевал недозрелую ранетку. В кустах наверно и рвал их. - Тогда ты должен знать Вову Гедалевича.
- Ну, Гедалевич — это бабушка со второго этажа, а Вова ее сын, наверно?
- Сын, взрослый уже. Мы с ним тут в хоккей играли. - Машет в сторону недавно снесенных деревянных домов. - Ну, покеда. - Жмет руку и уходит.

Вечером вышел за сигаретами. Прогулялся, возвращаюсь. Впереди меня идет тот же мужик с какой-то старушкой, что-то ей рассказывает. Я останавливаюсь у дверей, ищу ключи. Он подходит:
- Покурим?
- Покурим.
Берет у меня сигарету.
- Вот скажи, как ты думаешь, инопланетяне существуют?
Я, имея опыт общения с психическими, отвечаю:
- А кто их знает!
Мужик со значением поднимает палец вверх, становится вплотную ко мне и начинает объяснять, показывая на небо:
- Я в молодости заинтересовался этим вопросом. Стал читать, изучать: как звезды устроены, галактики, на каком все расстоянии. Ну, понимаешь? И пришел к выводу: нету их нихуя.
- Как так?
- А вот так. Какая первая космическая скорость, чтобы оторваться от земли?
- ?
- Одиннадцать тысяч километров в секунду! А земля вокруг солнца ебошит со скоростью дридцать девять тысяч километров. Плюсуем, получается сколько? Сорок. Ну, округлим, пусть будет пятьдесят. Округлим. И теперь это означает, что от ближайшей звезды лететь до нас шесть тысяч лет. Шесть тысяч! Ё...
Он замирает, пораженный. Спрашиваю:
- А может, они не летят никуда?
- Я эту литературу тоже прочитал. Это значит, есть миллион вариантов, и думать об этом смысла нет нихуя. Вот представь, я тебе говорю: вот здесь, мол, - показывает на пустырь, где были дома, - висит в воздухе черный квадрат. Нет, куб. Весом три тыщи тон. И ты его не видишь. Ты че скажешь мне? "Мужик, ты сбрендил, бля" - правильно?
- Правильно.
- И значит никакого смысла нет думать об этом.
- Действительно.
- Вот. Выручишь девять рублей?

21:37 

Гипотимный (дистимный) тип

Для представителей этого типа характерно сниженное настроение, склонность видеть окружающее в черном цвете. Постоянное безрадостное чувство ограничивает их активность. Повышенная чувствительность к неприятностям, тревожное ожидание несчастий.
Радость отравляется мыслями о ее непрочности, о том, что она скоро пройдет и снова все будет плохо. Он не проживает радость, так как сразу переносит себя в свое мрачное будущее.
Такие люди часто считают, что окружающие к ним относятся свысока или с презрением. Постоянно считают себя в чем-то виноватыми.

Из-за всего этого могут сторониться других, замыкаться в себе (но это не аутизм шизоида). При этом довольно отзывчивы к призывам о помощи, но сами раскрываются в очень узком кругу, которому они доверяют. К человеку, которому они открылись, очень сильно привязываются и могут быть очень навязчивы, параллельно становятся зависимыми от этого человека.
Ярко выражена потребность в любви, понимании, дружбе, сочувствии. Этим людям необходима поддержка, положительная оценка, уверения в их нужности, исключительности и значимости.

А-др. С. Сам себя называет «темной личностью». Практически не имеет друзей, всегда всеми не понят, носит одежду только черного цвета, пишет стихи с тяжелым депрессивным содержанием, мрачные темы постоянно повторяются, «мусолятся». Постоянно одолеваем мыслями о суициде. Очень мало ест, мучается бессонницей, головной болью. Злоупотребляет алкоголем в надежде заглушить беспокойство. Этот человек раздираем внутренними конфликтами. Постоянно находится в поиске понимающего, одобряющего человека.

Этот тип часто вызывает трудности у психологов, так как часто именно психолог становится человеком, за которым им хочется следовать, в котором они ищут поддержку, и тогда такие акцентуанты ищут разные способы привлечь к себе внимание специалиста, стараются увеличить количество занятий, жалуясь на тяжелое психическое состояние. В связи с этим психологу очень важно отследить грань между настоящими проблемами и симуляцией, сопровождаемой попытками манипулировать им.

Свое плохое настроение, погруженность в себя и даже некоторую бесчувственность — все это дистимики полностью осознают, и это им мешает (в отличие от шизоидов, которые этого не чувствуют).
В том, что им предстоит сделать, дистимики видят только плохое, только трудности; к длительному волевому усилию неспособны, нерешительны. Довольно медлительны (преобладает внутреннее торможение). Часты мигрени, запоры, плохой ночной сон и дневная сонливость. Плохой аппетит, головокружения.

Боязливы, задумчивы, плаксивы в детстве. Могут быть психотические вспышки (маниакальные или депрессивные). Смежная группа — психастеники.
В работе гипотимики ответственны, на их слово можно положиться. При сверхкомпенсации возможны дерзость, возбудимость, причем чем больше пугливость, тем сильнее возбудимость (с выходом на соматические стигмы: "знаки" на теле, местные покраснения кожи, изъязвления, прыщи).
Мышление развито хорошо. Стиль мышления – вербальный. Опираются на слово, смысловую основу, содержательный анализ.
В стрессе могут проявляться стоп-реакции. Активность блокируется, нередко такие люди становятся бездумно-ведомыми.
Защитный механизм – отказ от самореализации и усиления контроля сознания.

Рекомендации:

- Таким людям необходимо больше общаться. Хотя достичь этого бывает очень сложно. Очень часто они производят на людей гнетущее впечатление, отчего по вполне понятным причинам группа пытается их вытеснить.
- Им как ни кому необходим здоровый образ жизни. Гимнастика, контрастный душ позволят повысить тонус и отвлекут от мрачных размышлений.
- Смех-лучшее лекарство. Надо провоцировать их на смех, ведь для них это такая редкость.
- Побольше хвалите их. За каждое задание, за каждый выполненный кусочек, за всё, за что только можно хвалить – не скупитесь, этих людей нельзя перехвалить.
- Обязательно работайте с самооценкой. Помогите этому человеку полюбить себя, пусть он ответит себе на вопросы: «что во мне есть привлекательного», «чем я могу быть интересен для окружающих». Не отчаивайтесь, если вначале вы услышите ответ: «Ничем». Терпение и труд – и он обязательно начнет видеть свои положительные качества. В каждом человеке есть ресурсы, которые помогают преодолеть все трудности.
- Самовнушения: «Мои дела с каждым днем все лучше во всех отношениях», «Я милый, добрый и замечательный».

Окей, я милый, добрый и замечательный, я милый, добрый и замечательный, Я МИЛЫЙ ДОБРЫЙ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

17:41 

Статья о "Гарри Поттере", не без интересных мыслей.

Рассказ о провокации

...Что мы вообще знаем о создательнице «поттерианы» как о литераторе? Сведения о Роулинг настолько мифологизированы, что сами по себе достойны стать сюжетом фантастического романа. История о бедной учительнице, получающей пособие и пишущей великую книгу в кафе на салфетках (попробуйте написать на салфетке хотя бы пару абзацев!) это не просто миф, это до невыносимости избитый штамп. И, кстати, далеко не единственный во всей этой истории. Короче, перед нами золушка, то есть вчера она никто и ничто, а сегодня принц ей лично надевает туфельку.
Конечно, можно сказать, что многое накрутили от себя газетчики, но к счастью, у нас есть официальная биография писательницы, опубликованная на её же сайте. Из нее следует, что Роулинг с шестилетнего возраста чего-то постоянно писала, но при этом по каким то причинам ничего из «раннего» предъявить не может. То есть абсолютно НИЧЕГО. Это очень нетипично. Обычно, к своим лучшим произведениям авторы идут годами. Удачному роману предшествуют более-менее неплохие повести, на худой конец отдельные рассказы. «Проба пера» обязательно должна быть. Как утверждает сама Роулинг, идея написать роман о юном волшебнике возникла у нее в 1990 году. Проведем несложные расчеты. Родилась она в 1965-м, начала писать с шести лет, то есть с 1971-м, и только в 1990-м возникла мысль о Поттере. Как видим, результат девятнадцатилетнего непрерывного литературного творчества НУЛЕВОЙ. А дальше…Дальше, как говорится в известном анекдоте про карточного шулера «и вот тут мне стало везти»: семь романов-бестселлеров подряд за 10 лет. В мировой истории случай абсолютно беспрецедентный. Помимо семитомника, Роулинг написала еще две побочные книги, относящиеся к миру Поттера – «Квиддич сквозь века», а также «Фантастические создания и где их найти». Повторюсь, романы сложны, серьезны и объемны. Уже сейчас по ним защищают кандидатские диссертации. Создание мира Поттера требует значительных знаний сразу во многих областях – филологии, мифологии, генеалогии, истории, астрономии и т.п. А когда это Роулинг успела обзавестись столь широкой эрудицией? Блестяще образованному профессору Оксфордского университета Толкиену понадобились годы для того, чтобы сконструировать мир Средиземья. Скромная учительница за гораздо более короткий срок буквально в пулеметном режиме создала эпическое полотно, по размаху не уступающее «Властелину колец».
Знаете, давно подмечено, что биографии людей, выигравших в лотерею крупную сумму денег, поразительно схожи между собой. Это обычно разведенные и не слишком успешные женщины с детьми. Есть мнение, что их выигрыш подстроен из пропагандистских соображений. В такой «подкормке» есть великий социальный смысл. Это маяк и психологическая поддержка миллионам неудачников. Мол, у всех есть шанс, отчаиваться не надо, судьба улыбается и беднякам. Лично мне ясно, что нечто подобное произошло и с Роулинг. С мужем развелась, карьерных успехов нет, мыкается бедняга, возраст уже критический подходит и вот…СЧАСТЬЕ. Успех и мировая слава, очередное подтверждение того, что запад – это мир больших возможностей, в котором даже чистильщик ботинок может стать миллионером. Реально же, поттериана – дорогостоящий «лабораторный» проект, над реализацией которого работали высококлассные специалисты-интеллектуалы, (далее в статье я всё же буду автором называть Роулинг, подразумевая всю команду). Очевидно, что заказчиком проекта является западная властвующая элита, что очень хорошо согласуется и с темой книги и с ее идейным подтекстом.
В своей предыдущей статье razgovor.org/samotek/article273/#comments я объяснил, почему историю о Гарри Потере ни в коем случае нельзя считать детской сказкой. Это серьезное произведение, с важным идеологическим смыслом и мощным пропагандистским эффектом. Подробный разбор всех идей, заложенных в романе, невозможен в рамках одной статьи, тут потребуется книга, но кое-что существенное всё же можно отметить. Так что продолжим разбор.
Для начала давайте ответим на вопрос, в каком мире, с социальной точки зрения, происходят события, описанные в романе? Иными словами, жизнь какой социальной группы находится в центре повествования? Или, еще проще, какая реально существующая социальная группа показана в романе под названием «волшебники»? Чтобы ответить на поставленный вопрос достаточно посмотреть, где и как учатся дети магов. Они учатся в учебном заведении с очень характерным названием – «Хогвартс», то есть Гарвард, а возможно, даже Гарвард и Оксфорд в одном лице. Дети уезжают от родителей и живут в школе в течение всего учебного года, носят форму, набирают баллы, сдают экзамены, что является типичными чертами лучших учебных заведений Англии и США, в которых учится мировая элита.
Далее, четко показано, что волшебный мир, то есть мир властвующей элиты не разделен ни по национальному признаку, ни по принадлежности к какому то государству. Законы обычных людей они не признают, а всё волшебное сообщество управляется специальными наднациональными магическими организациями – министерством магии и судом, решения которых обязательны для исполнения всем волшебникам, независимо от места их проживания или национальности. Существует магический патруль – аналог полиции, спецподразделение по борьбе с темными магами (мракоборцы) и, разумеется, особая тюрьма. Согласитесь, картина отнюдь не фантастическая.
Итак, понятно, что под «волшебниками» автор романа подразумевает элиту. В пользу этого говорит и масса других косвенных деталей, но для экономии места и времени мы их опустим.
Учтем, что от всех остальных людей элита отличается тем, что обладает огромными возможностями. Представители элиты могут делать то, что другим не под силу. Именно это и описано у Роулинг. Волшебники способны на то, что в принципе не доступно обычному человеку. Важно, что дети, наделенные волшебством, не обязательно рождаются в семьях магов. Иногда, в редких случаях, и в обычной семье может появиться ведьма или колдун. Волшебный мир отслеживает появление такого ребенка и «забирает» его себе, позволяет развивать неординарные способности в Хогвартсе. Иными словами принимает в элиту. Таким образом элитная социальная группа получает «свежую кровь» и обновляется. Однако далеко не все волшебники согласны с установленным порядком вещей. Часть элиты убеждена, что принимать в Хогвартс нужно только «чистокровных», то есть детей, родившихся в семьях волшебников. В переводе с метафоричного языка на обычный - это означает, что часть элиты хотела бы убрать социальные лифты, поднимающие наверх людей со стороны. Их презрение к «грязнокровкам», на первый взгляд кажется иррациональным. Ведь все прекрасно знают, что выходцы из обычных семей не уступают «чистокровным» в магической силе и учатся не хуже. В новом для себя мире дети обычных родителей осваиваются очень быстро и прекрасно интегрируются в волшебные, то есть элитарные структуры. Казалось бы, нет оснований для противостояния. Однако, как раз наоборот, именно то, что «грязнокровки» создают реальную конкуренцию «чистокровным» и приводит к конфликтам. «Мы занимаем место в элите уже по факту своего рождения, а эти, эти куда лезут?» - понятный строй рассуждений. Внутриэлитный конфликт тлеет сотнями лет, время от времени обостряясь. Заметим, что идея пересмотреть установленный порядок исходит от «чистокровных». Поттериана как раз и посвящена очередному обострению, когда у приверженцев «чистой крови» появляется сильный вождь -Волдеморт. На этом моменте стоит остановиться подробнее.
Сам Волдеморт не является чистокровным волшебником, он полукровка, его настоящее имя Том Реддл и воспитывался он не волшебниками, а обычными людьми в сиротском приюте. О мире магов он узнал лишь когда пришла пора идти в Хогвартс. Сам Дамблдор в то время один из преподавателей, посетил приют и сообщил мальчику, что он наделен неординарным даром и поэтому имеет право обучаться в школе для волшебников. При первой же встрече Дамблдор узнал о преступных наклонностях ребенка. Мало того, он заметил, что мальчик обладает харизмой и ярко выраженными лидерскими качествами. Дамблдор сразу раскусил, кто перед ним. Это видно по тому, какой психологический трюк он использовал, чтобы повлиять на Тома. Ребенок потребовал, чтобы Дамблдор продемонстрировал умение колдовать и тот взмахом палочки воспламенил шкаф. Это очень тонкий штришок. Для того, чтобы убедить мальчика в существовании магии было множество способов, но опытный педагог выбрал именно тот, что оказывает наиболее сильное влияние на сильных, агрессивных людей с лидерскими качествами. Дамблдор продемонстрировал именно мощь, причем в самом наглядном ее проявлении, ведь огонь это первобытная и страшная стихия. В романе сказано, что когда Том начал учиться, все преподаватели не чаяли души в этом обаятельном и талантливом ученике, все…кроме Дамблдора. Он внимательно следил за развитием и взрослением ребенка, видел, как он сколачивает банду, которая позже составила гвардию Волдеморта («псевдоним» Тома). Учтем, что хороший преподаватель, коим несомненно является Дамблдор, видит насквозь характер ребенка, знает о его способностях и НАКЛОННОСТЯХ, и к тому же Хогвартс – это закрытая школа, то есть почти весь год ученики находятся под наблюдением преподавателей и уезжают домой только на каникулы. Это значит у Дамблдора было более чем достаточно времени для того, чтобы хорошо узнать Тома Реддла. Мало того, когда в школе начинаются убийства, Том Реддла оказывается тем, кто разоблачил «виновника» (на самом деле ловко свалил свою вину на другого). Однако первый свидетель –это и первое лицо для подозрений. Короче, Дамблдор прекрасно понимает, что буквально на его глазах растет страшнейший темный маг, и при этом не делает абсолютно ничего ни для того, чтобы перевоспитать мальчика, ни для того, чтобы прихлопнуть гаденыша, пока он еще гаденыш, а не ГАД с большой буквы. В чем дело? В истории уже был случай, когда вовремя не прихлопнули гаденыша, когда своими же руками вскормили его и дали опериться, а потом с огромным трудом и потерями свернули ему шею. Я говорю, конечно же о Гитлере и нацистской Германии. Параллели между Гитлером и Волдемортом очевидны и многие читатели поттерианы на это давно обратили внимание. Характерный штрих – адепт теории о превосходстве арийской расы сам не обладал арийской внешностью, Волдеморт - вождь «чистокровных», был полукровкой. Но, говоря о Гитлере, гораздо уместнее проанализировать те силы, которые подняли его наверх и не остановили в то время, когда Гитлер был очень слаб, и тоже самое относится к Тому Реддлу.
Как же это волшебный мир проморгал момент, когда Том стал Волдемортом? А может и не проморгал вовсе? Нет, не мог проморгать, а значит, Тому подняться позволили. Кто именно? Как минимум имя одного человека известно, это Альбус Дамблдор – мудрец, добряк, любимец учеников и авторитет в магическом сообществе. Человек, не занимающий министерского поста, но по сути являющийся правителем волшебного мира. В седьмой книге прямо сказано, что личность Гарри Поттера буквально вылеплена Дамблдором, который контролировал и направлял почти каждый шаг ребенка. В руки педагогу попал маленький сирота, который под негласной опекой вырос в того, кто смог победить Волдеморта. Но ведь и сам Волдеморт когда то ребенком попал к Дамблдору, и преподаватель вылепил из него Темного Лорда. Он сам создал яд и сам же создал противоядие. Яд впрыснули в магическое сообщество, разгорелся конфликт, который в конце концов и был решен хотя и ценой значительных потерь. Вопрос: для чего это было нужно? Кому нужна столь масштабная и опасная провокация?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что, начиная с середины XX века начинает быстрыми темпами развиваться новое направление в науке – конфликтология. Конфликтологи в отличие от многих других социологов исходят из того, что бесполезно стремиться создать бесконфликтное общество. Конфликт будет всегда, такова природа общественных организмов, таким образом - управление обществом, в определенном смысле, есть управление конфликтами. Спонтанно возникающие конфликты опасны. Конфликт надо создавать, и его же контролировать. Оппозицию себе надо создавать и этой же оппозицией управлять. Всегда будут недовольные, как ни старайся, так значит, надо этих недовольных возглавить. По первым томам поттерианы может сложиться впечатление, будто бы автор придерживается прямо противоположной точки зрения. Постоянно подчеркивается, что разделение школы Хогвартс на сектора (в русском неудачном переводе они названы факультетами) есть досадная нелепость, пережиток прошлых времен, который надо преодолеть. По закону жанра «хэппи энд» должен был ознаменоваться «братанием», но этого не произошло, о чем я уже говорил в предыдущей статье. Кроме того, в конце книги есть очень важный эпизод: студенты Хогвартса должны сделать выбор, на чью сторону они перейдут. В предыдущих томах много говорилось о том, что перед лицом общей опасности глупо разделяться, что все факультеты должны встать плечом к плечу и позабыть свои взаимные обиды. Я был уверен, что в критический момент так оно и будет, сработал привычный стереотип –нагнетание и ожидаемая развязка. Как бы не так! Слизеринцы – ученики «чистокровного» факультета, выпускником которого был когда-то и сам Волдеморт, все поголовно переходят на его сторону! Ни о каком братании и речи быть не может. Многовековая вражда продолжается, и никто не желает уступать ни на сантиметр. Но почему? Ведь для достижения если и не братства, но хотя бы относительного единства в Хогвартсе есть все возможности. Дети проводят больше времени с преподавателями, чем со своими родителями. Почему же не налажено воспитание, сглаживающее противоречия? Демагогии о взаимной поддержке сколько угодно, но реальные педагогические меры направлены совсем в другую сторону – чего только стоят спортивные и учебные соревнования между факультетами с начислением баллов и вручением Кубка. Кто не знает, что лучший способ поссорить всех подростков это разбить их на группы и организовать непримиримое многолетнее соперничество? И если именно так и делается, значит это и есть истинная цель воспитания. Нужен конфликт, конфликт реальный, в который бы поверили, но при этом конфликт управляемый. Это сложная задача, задача как раз для такого великого человека как Дамблдор.

Вот такие провокации устраивает мировая властвующая элита. А вы говорите детская сказка…

Дмитрий Зыкин

razgovor.org/samotek/article507/

17:05 

Реквием

Считаю, некоторые вещи говорят сами за себя. Вкикипедия сообщает, что умер Олесь Ульяненко, украинский писатель. Кто это такой я знать не знал, но его биография из той же Википедии поразила меня до глубины души. Вот, короче, Судьба Человека:

В молодости работал в Якутии шаманом, служил десантником в Советской армии в Германии и Афганистане.

В 1997 году за роман «Сталинка» получил малую Шевченковскую премию. Лауреат премий журналов «Сучаснисть» и «Благовест».

Олесь Ульяненко заявлял, что у него украли идею сценария фильма «Жмурки».

О творчестве Олеся Ульяненко писательница Яна Дубинянская сказала так: «Читать прозу Олеся Ульяненко способен не каждый. По крайней мере, людям с уязвимой психикой, несовершеннолетним и беременным женщинам я бы категорически не советовала».

По утверждению Олеся Ульяненко, за книгу «Знак Саваофа» его предала анафеме Русская православная церковь.

В 2009 году Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали признала книгу Олеся Ульяненко «Жінка його мрії» («Женщина его мечты») порнографической. Книга была изъята из продажи. Ульяненко подал в суд на Национальную экспертную комиссию по морали. Благодаря усилиям Хельсинкского союза по правам человека и русского пен-центра (ибо украинский пен-центр не проявил к ситуации никакого интереса) негативный экспертный вывод был отозван, и в 2010-м году роман вышел в новой авторской редакции в харьковском издательстве "Треант".

По мнению критика Константина Родика, «сквозной темой всего творчества А. Ульяненко является изучение человеческих иллюзий: зарождение, способы реализации и последствия осуществления желаний; роль подсознания в этом и конфликтология иллюзий-желаний… Несмотря на мрачность своего письма, А. Ульяненко — писатель-моралист, в чьих произведениях зло всегда самоуничтожается».

Живёт в Киеве.

В декабре 2009 в издательстве "Треант" вышла новая книга Олеся Ульяненко -- криминальная мелодрама "Там, где Юг".

Примером литературоведческого исследования творчества Олеся Ульяненко служит диссертация Надежды Тендитной "Эстетика смерти в прозе Е. Пашковского и О. Ульяненко"

Примечания

1. ↑ Помер український письменник Олесь Ульяненко
2. ↑ 1 2 3 4 Жестокий моралист Олесь Ульяненко не нарушает закон даже выпивши.
3. ↑ 1 2 Олесь Ульяненко: «Мне анафему объявил Московский патриархат»
4. ↑ 1 2 Писатель Олесь Ульяненко подал в суд на Нацкомиссию по морали
5. ↑ 10 причин не вважати Ульяна порнографом
6. ↑ Тендітна Надія Миколаївна. Естетика смерті у прозі Є. Пашковського та О. Ульяненка. : Дис... канд. наук: 10.01.01 - 2009.
7. ↑ Олесь Ульяненко: «Если из этой ситуации не виплутаюсь, буду просить политического убежища»


Хай живе Вкрайина та ееные письменники!

Дневник самого скрытного

главная